Владислав ‘BLACKARXANGEL’ Иващенко и Арман ‘Malady’ Оразбаев в подкасте Mirror Image от Dota2.ru рассказали о своём знакомстве с Дотой, вспомнили условия в своих первых киберспортивных организациях, а также порассуждали о важности MMR у игроков пятой позиции.
О знакомстве с Дотой
BLACKARXANGEL: Это было очень давно, много лет назад. На самом деле я ходил в компьютерный клуб, как у нас все это ребята делали вместо школы, и просто смотрел как там старшаки играют в Доту. Пытался сам, не всегда всё получалось, и как-то меня затянуло очень глубоко достаточно. Потому что я с первой Доты, в принципе, играю. Давным-давно это всё начиналось.
Malady: Да, в принципе, всё то же самое. Я в 2007 начал играть в Warcraft, там мне понравилась Дота, ну и из-за того, что мои братья играли в Доту часто, я тоже на неё подсел. Тоже в Гарене играл, потом на iCCup, потом перешёл на вторую Доту. Тоже уроки прогуливал ради Доты.
О том, какие условия были в первой организации
Malady: Прям орга-орга или команда всё-таки? [Первая, где ты начал получать зарплату] Первый раз я зарплату начал получать в 2019 году, когда играл в грузинской команде
Monaspa. Я получал немного, 500 долларов всего, и этого было достаточно, чтобы показать родителям, что на этом можно хотя бы какие-то деньги зарабатывать.
BLACKARXANGEL: Я немного дополню. Там был такой момент, когда я писал Арману, говорю: «Арман, что, пошли в команду играть? Смело конкретно сейчас всех жарить будем, пятое-десятое». И Арман говорит: «Владос, я хочу, но не могу пойти. Я не могу ребят бросить», — так что уже тогда, как говорится, Арман не пошёл со мной играть. Вот, а я всё помню, ха-ха-ха. Было дело такое. [Всё равно респект, команду свою не оставил] Да, а я вот кора так и не нашёл хорошего, с которым хотел бы играть очень долго, но да ладно. Вообще, изначально мы все играли, наверное, за еду больше, за идею. [Моя первая команда] называлась она очень по-пафосному, а находилась она в подвале. У нас было подвальное помещение в прямом смысле, где всякие крики, всякие звуки [были], у нас там стоял пять компом очень ушатанных, старых. Сзади у нас была просто кровать. Вот есть, когда в деревню приезжаешь, там такая кроватка, она то ли на пружинках, то ли что, старая советская, и она чисто голая у нас там лежала. Кто хотел, мог туда лечь на эту голую кровать. В общем, играли мы за идею, за еду, зарплату нам, господи, никто не платил. Нам дали помещение и сказали: «Парни, давайте, вперёд! Всё, вы теперь команда», — и мы, в принципе, играли. Чтоб в тиму попасть, я тестил людей на СФах. То есть я играл на СФах и тестил уже ребят, смотрел, они как, профпригодные, могут не могут и так далее. В принципе оттуда и началось моё маленькое шествие. Но ещё очень долгое-долгое время я играл всё-таки за еду, а не за деньги. Ну по мне, я думаю, видно, что, видимо, я выигрывал.
Malady: [Как у тебя первый буткемп выглядел?] Первый буткемп был шикарный. Это всё с той же организации,
Monaspa. Я прилетел в Грузию, в Тбилиси, там у ребят был двухэтажный коттедж и всё там было: и компьютеры были, и еда была, и люди хорошие. Всё было отлично. И в город ездили. Вот такой первый буткемп был.
О главных трудностях на пути к профессиональной карьере
BLACKARXANGEL: На самом-то деле позиция «пять» достаточно тяжёлая раньше была. Сейчас, очевидно, всё немножко по-другому, сейчас у нас всё больше про рейтинг завязано. Раньше нужно было, чтобы ты общаться умел с людьми и вдобавок кнопки нормально нажимал. Основная проблема в том, что на регулярной основе я пытался вокруг себя собирать определённых игроков, которые много говорили и мало делали, из-за этого мне приходилось делать больше и само собой мой скилл, очевидно, проседал, когда ты выполняешь кучу функций: мама, папа, брат, сестра, кто угодно, психолог, друг и так далее. И потом тебе ещё и надо кнопочки как-то нажимать. Бывало, что с кнопочками было совсем нелегко. Вот так вот.
Malady: Самая главная сложность, наверное, взаимодействие с людьми. Потому что я до того, как в команде играть, особо с людьми даже в реальной жизни не взаимодействовал и было очень сложно в коллектив влиться, с людьми разговаривать. А помимо этого ещё для меня было сложно поменять свою роль. Я раньше играл на первой позиции, на керри, и для меня было очень трудно от осознания того, что я не могу быть лучшим на своей позиции как бы я не старался. Надо было поменять свою роль и поначалу совсем не шло, но потом всё стало… ну, я начал к этому привыкать. [Почему ты вообще решил поменять первую позицию на «пять»?] Потому что я понял, что не могу быть лучшим на первой позиции. Как будто бы скилла не хватало.
О своём рейтинге и важности MMR для саппорта
Malady: У меня сейчас 14 000 MMR. В пике 14 200 было. В принципе, играя в компетитив-Доту, [рейтинг] не особо важен. Люди могут иметь и 200-й ранг, и 300-й ранг и побеждать турниры. Важен только майндсет. Я думаю, для саппорта хороший стандарт — это иметь 200-й ранг, не ниже 200-го ранга приемлемо. Всё, что выше, я думаю, все люди играют одинаково.
BLACKARXANGEL: Самый пиковый у меня был в команде
EXTREMUM, у меня был 37-й ранг, это было 8 [тысяч] с копейками PTS, это было лет 5 назад. То ли 8 300, то ли 8 700, уже неважно. Сейчас у меня так и осталось 8, потому что в какой-то момент я перестал играть в матчмейкинг, потому что я заходил туда конкретно с целью раскликаться, каких-то героев затестить или зачиллиться как-то и расслабиться. А что касается PTS, лично я считаю, что PTS всё-таки нужны саппорту, потому что в первую очередь они дают тебе уверенность. То есть есть несколько вариантов, как ты можешь получить ту самую уверенность в себе, которая может работать. А у кого-то это может зал, где ты пошёл железки потягал, потом зашёл, как говорится, против 2К [игрока] и говоришь: «Да я тебя сейчас как возьму за шею». Либо же ты сидишь, у тебя хайптс ранг, ты такой: «Да я zxc сейчас тебя 1×1». Я в принципе согласен с Арманом, что 200 ранг — это доступный и понятный ранг, где все уже знают, что ты что-то из себя представляешь. Но если ты ноунейм игрок, который вообще нигде не появляется, не светится и ты «пятёрка», желательно всё-таки апнуть ранг-100, чтоб тебя уже подобрала более хай-тир команда, чтобы ты не тратил время. Потому что если ты, очевидно, попадёшь с 200-м рангом в следую команду, ты будешь играть против слабых. И твоё развитие будет очень долгое, очень муторное, и вообще ты можешь забуксовать и остаться где-то там подальше.
О топ-700 у
Puppey
BLACKARXANGEL: [Можно ли считать для него это актуальной проблемой или в его случае это не влияет?] Я как сильнейший «тысячник», победитель Рамзеса на D2CL давным-давно… Короче, у меня была уверенность, у меня была своя команда, поэтому тебе в принципе пофиг на ранг. То есть я подкачивался залом, поэтому я приходил суперзаряженный на любые праки, КВ или те же официалки. А что касается Пуппея, то я думаю, там примерно та же ситуацию, что человек суперуверен в себе. Конечно, очень часто эта уверенность его по жизни, может быть… Ну или как сказать. Последнее время это немножко ему палки в колёса вставляет, эта его сверхуверенность. А раньше, если смотреть на дистанцию, что было там в начале и в середине, и, скажем, в предконце, то было всё офигенно и только маленький кусочек, где у него 700-й ранг и что-то не получается. Поэтому этот пример такой, на тоненького.
Malady: Я думаю, он уже слишком старый. Я думаю, он уже просто «по фану» играет. Ранг для него необязателен.
О том, какой майндсет должен быть у «пятёрки»
BLACKARXANGEL: На самом деле очень размытая ситуация. То есть есть разные виды «пятёрок». Есть «пятёрка», где ты просто исполнитель, а есть «пятёрка», где ты капитан, коллер, мама, папа и так далее. Ты хочешь обо всём услышать? [Давай в твоём случае, я так понимаю, это была роль «мама-папа» и вот это всё] Короче, я думаю, самое главное качество — это стрессоустойчивость. Это ты должен в идеале почитать пару книг по психологии, чтобы понимать в принципе людей и находить к ним подход, либо же интуитивно учиться просто на тестах банально: говоришь одному одно, второму второе и смотришь на реакцию, что из этого получится. И, само собой, ты должен уметь договариваться: с собой, с кем то, чтобы у вас всё работало, чтобы связочка [была]. Ну и, само собой, ты должен быть френдли, PMA [Positive Mental Attitude — позитивно-личностный настрой. — Прим. ред.] вот это вот, без негатива. И, наверное, должен быть уверен в себе, потому что если ты не уверен в себе, скорее всего, у тебя вообще ничего не получится.
Malady: [Как считаешь, в нынешних реалиях изменилось что-то, добавилось что-то? Или всё осталось так же, как и раньше?] Я думаю, в нынешних реалиях «пятёрка» должна быть более эгоистичной. [Это из-за того, что больше фарма на карте?] Да, надо меньше приносить в жертву себя ради того, чтобы другие были счастливы. Надо больше фокусироваться на своей игре и на своих таймингах. Если вся команда проигрывает, то ты не должен жертвовать собой. [
BLACKARXANGEL: «То есть я так понимаю, что надо
Impetus в четыре [вкачать] и просто засолить катку, если в тиме раки. Я просто так всегда делал»] Нет, надо не
Impetus в четыре. Допустим, на Энче если у тебя в миде уже дыра, то нет смысла в эту дыру приходить, надо уже сфокусироваться на своём фарме. Типа у меня больше майндсет такой. Но в целом с Владосом я согласен, что надо было френдли на «пятёрке» и надо со всеми иметь общий язык, чтобы каждому после игры без негатива пытаться что-то донести. Потому что я понимаю на кор-ролях, в принципе, можно немного потоксичить, но на саппорте вообще ни в коем случае нельзя.
О капитанском опыте
Malady: Для себя капитанство вижу так, что ты должен отвечать за драфты. Даже, может быть, не отвечать, но ты должен иметь хороший голос в этих драфтах: ты должен хорошо взаимодействовать с тренером. То, что в игре коллится, я думаю, должен делать игрок, который имеет большую ценность на карте, который знает, как её выигрывать, условно керри-игрок или мидер, или иногда это «тройка». Но в игре, думаю, [в начале] должен капитан [проговаривать]: какие руны контролить, какую линию играть через [парные порталы], что делать на [рунах мудрости], какие тавера пушить. Я думаю, до 10-й минуты это то, что должен делать капитан [пятой позиции].
BLACKARXANGEL: На самом деле, Арман правильно всё говорит. Действительно, ты должен вести начало, чуть-чуть середины, потому что ты никак не можешь над форсом 10-15 тысяч вести кора, у которого там 30, 40 тысяч, это же просто нелогично, ты столько матчей не сыграл. Но в моих случаях приходилось по-другому. То есть мне иногда приходилось взять все, как говорится, яйца в руку и сказать: «Так, мужики, мы сейчас прямо идём и мне вообще не важно». Я мог сказать более аккуратненько, а мог, как говорится, как батя прийти и по столу как бахнуть хорошенько, чтобы мы пошли. Такие методы раньше работали, раньше все были менее нежные, нежели сейчас. Потому что сейчас у нас такое поколение, которое ты ему что-то скажешь, а он уже всё, он уже dead inside и в принципе ничего с ним уже не сваришь, никакой каши. Действительно, я коллил передвижения, что мы делаем, само собой, это драфт, но при этом, самое главное на саппе — это использовать сильные стороны каждого своего игрока на капитане. Ты должен понимать, кто у тебя на этом [герое] 10 из 10, а на ком-то он может быть 1 из 10 и это нормально, такое бывает. Просто если ты не видишь перед глазами кто может, а кто не может, то ты уже проиграл на своём капитане.
Источник: http://dota2.ru/news/47913-v-nynesnih-realiah-paterka-dolzna-byt-bolee-egoisticnoj-blackarxangel-i-malady-o-patoj-pozicii/