Кастер Dota 2 и Counter-Strike 2 Никита ‘Sheyl’ Демешов в интервью руководителю проекта Dota2.ru Глебу ‘About’ Брехову на BetBoom Dacha Dota 2 2024 от FISSURE поделился мнением о Deadlock, порассуждал о перспективности новой дисциплины в киберспорте и перечислил сложности, с которыми столкнулся при комментировании турнира по этой игре.
[Интервью было записано во время групповой стадии BetBoom Dacha Dota 2 2024. — Прим. ред.]
Привет! Начнем с общего вопроса — насколько активно ты играешь в Deadlock, сколько уже наиграл?
Я начал играть, чтобы подготовиться к турниру, который мы комментировали [Речь о FISSURE Underworld. — Прим. ред.]. Наиграл около 250 часов, то есть не то чтобы очень много, и смотрел, может, часов 50–60.
250 часов в любом случае много. С высоты твоего опыта — как тебе игра в целом, как ощущается? Выглядит ли как готовый продукт или нужно ещё очень многое доделывать?
Точно выглядит как почти готовый продукт. Понятно, что бетка. [Осталось] пофиксить всякие неприятные моменты с читами, ранкед-систему улучшить — и будет окей. Сама игра классная, мне она безумно нравится, но я думаю, что я не целевая аудитория. Ты же хочешь завлекать игроков, которым сейчас 13–14, и, думаю, для этих людей игра слишком тяжёлая. Вот у меня 250 часов, и зайдя в CS, я бы игру изучил досконально, я бы все механики, всё знал часов за 50, а тут у меня 250, и я не до конца некоторые вещи понимаю.
Стоит ли Valve постепенно вырезать лишние механики? Например, есть и крипы, и линии, и Рошан местный, и прыжки, и паркур, и стрелять нужно, скиллами попадать. Может, хотя бы элемент паркура вырезать, чтобы попроще было, или всё-таки пусть люди учатся?
Я думаю, они точно ничего вырезать не будут. Я бы не хотел игру проще для себя, но я не целевая аудитория. Для целевой аудитории, думаю, было бы круто как-то её упростить.
Фишка ещё в чём: в Доте около 120 героев, в Deadlock сейчас 25, если ничего не путаю. И дальше-то будет сложнее: каждый год по 2–3 персонажа будет выходить, и в один момент человек, который не заходил в Deadlock в начале, зайдёт — там 50 персонажей, сложные механики, порог входа часов 500 наиграть. Это очень много, я даже не знаю, что с этим делать.
Мне кажется, Deadlock должен подпитываться аудиторией из Counter-Strike, Доты, умирающих дисциплин по типу Апекса, в которые люди играть уже не хотят, потому что чемпионатов мало.
Я очень надеюсь, что Valve будет что-то делать именно для пиара, чтобы новые люди приходили.
CrystalMay говорил, что ему не хватает ещё 30 героев, чтобы как раз было 50, и тогда можно их особо не добавлять — будет полноценная игра. Сейчас герои выходят относительно часто, раз в месяц — два месяца. Как ты думаешь, нужно ли Valve добавлять много героев? До уровня Доты, конечно, совсем перебор будет, но те же 50 героев… Или лучше делать меньший ростер, но чтобы герои были сбалансированные, проработанные, уникальные?
Думаю, добавлять стоит — по причине того, что уникальность в Deadlock легко проявить из-за обилия механик. Если брать опыт других дисциплин, можно сделать героя, который будет своими выстрелами дамажить, а тиммейтов хилить. Больше хиллеров каких-то добавить, эффектов с телепортами, махинаций с крипами: мгновенно убить, переманить. Я бы хотел видеть что-то подобное. Больше саппортов.
Мне кажется, было бы прикольно, если бы ввели побольше простых героев, где не надо особо аимить, круто кнопки нажимать. Чтобы человек зашёл, взял персонажа по типу Баратрума в Доте: чардж нажал, баночку открыл, побежал. Кайф же.
Очень многие механики Deadlock пересекаются с Дотой: есть
Black Hole, телепорты через всю карту, хук, даже чардж Баратрума считай есть. Навскидку сможешь назвать такую механику из Доты, которую в Deadlock хотелось бы увидеть? Для референса:
CrystalMay называл ульту Виверны.
Возможно, было бы круто какую-то махинацию с сайленсом добавить в заклинания. Чтобы был отдельный персонаж, который контрит других героев с сильными абилками.
Можно добавить что-то из серии
Time Dilation у
Faceless Void, чтобы ты нажимал кнопку — и у оппонента спеллы долго перезаряжались или чтобы ему наносился демедж за применение заклинаний.
Ещё на героев по макро прикольно посмотреть, потому что есть Мираж — один из немногих персонажей, который может ТП в любую часть карты нажать и полностью изменить ход игры уже минуте к пятой. Я бы хотел видеть таких командных героев в стиле телепортации, как у
Underlord. Мне кажется, это усилило бы компетитив.
Как оценишь опыт комментирования Deadlock — нормально или пока немного чужеродно?
Пока, наверное, сложно. Я комментирую CS и Доту, и это какое-то слияние CS, Доты, Overwatch, Valorant. Сложность — в обсервинге этой игры, даже если ты показываешь вид сверху. Допустим, Кельвин ставит купол — и ты не видишь ничего. Часто драки делятся на несколько частей, из-за этого тяжело понять, что происходит. Если это пофиксить, сделать режим зрителя более опциональным, какие-то заклинания сделать более прозрачными типа того же Кельвина, потому что, если он ультует в центре файта и там нажимаются заклинания, ты с какого угла ни смотри, там тяжело что-то понять.
Со стороны комментатора понятно, а со стороны зрителя те же проблемы? Многие говорят, что смотреть Deadlock не интересно, хотя играть — вполне.
Если смотреть одиночные стримы, есть люди, которые интересно рассказывают, классно нажимают кнопки. Когда ты на одном игроке зациклен — всё супер. Но когда смотришь на компетитив-Deadlock… Допустим, я напрягаюсь — и не всё могу видеть, а человеку, который смотрит в расслабленном состоянии, мне кажется, ещё сложнее.
Игра для просмотра, киберспорта очень тяжела. CS можно показать брату, маме, которые в игры не играли, за 5 минут объяснить что как, и они будут понимать, что происходит на экране: кто-то стреляет, кто-то убивает, ставит бомбу и так далее. А в Deadlock, чтобы понять, что вообще происходит, это реально тяжко.
Профессиональный игрок в Deadlock — кто это: игрок в MOBA, понимающий макро; стрелок из шутеров или нечто среднее? Или в команду, раз есть шесть игроков, нужно набирать пару аимеров, пару моберов, чтобы они друг друга дополняли?
Если смотреть на турнир от FISSURE, там примерно 40% людей — бывший апексеры. Мне кажется, игры типа баттл роялей, где решает мувмент, — такие игроки лучше впишутся. Не сказать, что в Deadlock суперсильно решает аим или суперсильно решают абилки, там нет жёстких скиллшотов, как в том же LoL.
И почему люди приходят из игр типа Apex: там умирает компетитив, нет турниров, но при этом у них есть киберспортивный опыт, то есть они знают, как это работает. Ты можешь наиграть тысячу часов в Deadlock, но если не понимать, как в нём развиваться, эта тысяча часов не будет продуктивной. А чувак из Apex сыграет 500 — и будет играть сильнее тебя.
Есть ли у Deadlock шанс «выстрелить» в киберспорте, или сейчас очень многое нужно менять, чтобы было хорошо? На уровне с CS, с Дотой.
Я почему-то думаю, что нет, потому что игра тяжелее для просмотра, потому что аудиторию Доты набирали годами. Может, лет через 5 это получится сделать, но в ближайшие годы — не знаю. Мы уже упомянули: игру тяжело смотреть. Дальше зависит от рекламы Valve, как они будут вкладываться. Условно, сделать в конце года чемпионат на миллион долларов — это многих людей заинтересует, потом турнир пройдёт, люди посмотрят, будет какая-нибудь сенсация, человек без киберспортивного опыта прошёл и выиграл, занял крутое место, потом появятся новые фанаты. То есть сделать, как на Инте, тогда что-то может произойти.
Если Valve будут вкладывать мало усилий, один чемпионат в год с призовым 50 000 долларов… честно, мне кажется, тогда игра в киберспорте просто умрёт через пару лет.
Подписание составов по Deadlock сейчас — маркетинговый ход для привлечения внимания, или это может сработать по примеру
NAVI, когда они зашли во вторую Доту раньше всех, хорошо играли, выиграли Инт?
Думаю, и то, и то. Во-первых, для этого нужны небольшие вложения, ты можешь сейчас за минимальные деньги подписать игроков из топа. Если дисциплина выстрелит и ты зайдёшь в неё через полгода, то все игроки будут подписаны, с хорошими зарплатами, дикими бай-инами, и ты толком ничего не сделаешь. Для
Nouns Esports — американской организации с опытом построения команд в Доте, думаю, вообще не проблема какой-то бюджет выделить.
На что больше шансов: игра будет хитом, середнячком со своей аудиторией типа Team Fortress 2 или провалом и закрытием через два года, как Artifact?
По больному: я когда-то бросил работу и пошёл в Artifact играть. Игра умерла через два месяца буквально.
Я думаю, что будет где-то середина — я надеюсь на это, потому что в игру вложили много сил. Valve же как работает: сотрудники могут с одной дисциплины на другую [переходить]. Куча людей пришли, эту игру создавали, бросили много усилий. Я надеюсь, что эти усилия будут в продолжение работать и игра займёт свою нишу. Но я не верю, что игра переплюнет Доту, CS. Дай бог, чтобы она не скатилась, как тот же Artifact. Думаю, что будет что-то среднее.
Ранее
Sheyl поделился мнением о возможности появления крупных турниров по Deadlock.
Источник: http://dota2.ru/news/47915-sheyl-o-deadlock-dla-celevoj-auditorii-dumau-bylo-by-kruto-kak-to-ee-uprostit/