Комментатор Антон ‘Grayne’ Афанасенко в интервью руководителю проекта Dota2.ru Глебу ‘About’ Брехову на BetBoom Dacha Dota 2 2024 от FISSURE ответил на несколько вопросов про Deadlock. Антон рассказал, сколько часов наиграл в новую игру от Valve, высказался о работе на FISSURE Underworld, а также порассуждал о будущем Deadlock как игры и как киберспортивной дисциплины.
Антон, привет! Для начала легкий вопрос — сколько ты вообще наиграл в Deadlock и какие у тебя в целом впечатления от игры?
Я говорил как-то, что мне не очень нравится играть в Deadlock, но мне нравится его комментировать. Это такой тоже специфичный вайб. Наверное, это на основе того, как комментаторы в Доте раньше не особенно разбирались в игре, но они комментировали и выдавали лучший перформанс нежели ребята, которые шарят за игру. Наверное, когда ты меньше в игре и для тебя какие-то нетипичные штуки более хайлайтовые, ты на них реагируешь лучше. И вот я как-то решил пока в этом амплуа посмотреть. То есть я осознанно не наигрываю сильно в Deadlock. Есть опасения, конечно, что с игрой тоже ещё не всё гладко ближайшие год-два, может быть, будет. Потому что когда Valve там её релизнут, когда начнутся турниры. Я считаю, что всё начнётся только со стороны Valve.
По поводу вопроса, сколько наиграл. Часов 65 у меня есть. Может быть, там уже к сотне ближе. То есть я готовился плотно к турнирам и BetBoom Streamers Battle был, первый самый. Там довольно забавная тоже история, у меня всего 3 часа было, когда мне написали, говорят: «Мы завтра турнир делаем». Я такой: «В смысле? Нет, ну я, конечно, за вас рад, ребят. Если нужен талисман — я готов». Мне такие: «Ну давай попробуем», — ну давай попробуем.
Ты интересную вещь сказал, что тебе нравится комментировать и смотреть Deadlock больше, чем в него играть. На самом деле, ты первый человек, который такие вещи говорит, потому что все, с кем я общался про Deadlock и все, кто высказываются в публичном поле, говорят, что играть здорово, интересно, круто, а смотреть невозможно. Почему у тебя такое уникальное мнение?
Это большая какая-то профдеформация, наверное. Потому что, как зритель, я прекрасно людей понимаю. Я ничего не вижу в этой игре, то есть в плане очень тяжело разобраться кто кого убил, кто какие кнопки нажал, что там происходит. Это 100-процентный факт. Я думаю, что Valve должны допилить ещё какие-то механизмы обсервинга, чтобы было проще.
В Доте, на самом деле, всё очень понятно. У тебя вид сверху — ты не пропустишь практически ничего. В CS я понимаю, что игра меньше имеет каких-то переменных: у тебя всегда практически похожие артефакты, есть там, конечно, эко-баи, есть фулл-баи. В Дедлоке очень много шмоток каких-то, которые не совсем заметно меняют игру, есть активки, безусловно. Поэтому много переменных. Благо пока хотя бы смоки ещё не придумали, там за этим тоже нужно будет смотреть. Миникарта, где постоянно герои. Сам факт того, что 6 персонажей с одной, 6 с другой стороны — это уже тоже больше увеличение внимания. Поэтому порог вхождения в игру высокий. Очень тяжело её смотреть, потому что недоработаны механизмы просмотра и тут не поспоришь.
Несколько раз ты упомянул, что Valve нужно дорабатывать систему обсервинга. Это тоже уже много обсуждалось, люди предлагали идеи, как это лучше сделать. И вроде бы в последних патчах что-то меняют, добавляли свободную камеру, по-моему, два патча назад. В общем, что-то делается. Как ты думаешь, что нужно улучшать и в какую сторону идти, чтобы это нормально смотрелось?
Тяжёлый вопрос, потому что игра сама по себе не релизнулась и нет турниров, и ты не знаешь, какая база вообще сама по себе. То есть что есть нормальное для Дедлока. Я думаю, во-первых, людям привыкнуть надо к тому, какая это игра, насколько она динамичная, как её нужно смотреть. То есть нужно ещё людям привыкнуть к этому. Поэтому сложно сказать, что нужно сделать. Не могу ответить на этот вопрос.
Но я уверен, что Valve двигаются в каком-то верном направлении, потому что они явно изучают рынок. Если посмотреть на изменения более хайповые, которые в каждом новостном паблике, по типу того, что они добавили рейтинговую систему и это нестандартная система в сравнении с CS и Дотой, я понимаю, что в своё детище Valve вкладывают самое лучше только. Поэтому я уверен, что они что-то придумают, доделают. Опять же, есть в Доте assisted camera operator, когда ты нажимаешь кнопочку и у него там плавная камера, он сам следит за героем, по тимфайту он тоже сам как-то ориентируется. Поэтому я думаю, они придумают какой-то механизм средний. Мне, правда, говорили, что есть оператор этот и в CS, но он работает настолько прям ужасно и всратенько, что… из хорошего в плохое мы сразу переходим, из крайности в крайность. Но верю, верю.
А если смотреть со стороны комментирования? То есть у популярных и всем знакомых дисциплин: та же Дота, CS, условно говоря, даже LoL. У них плюс-минус всегда одинаковое комментирование, одинаковая студия аналитики: у нас есть 2-3 комментатора, у нас есть студия аналитики. Всё понятно и это прижилось. В файтингах немного по-другому, но там и совсем другие игры. Как ты думаешь, в контексте Deadlock стандартная студия подходит для его комментирования, обсервинга, или формат нужно менять?
Студии аналитики не должно быть вообще. Нигде. Ни в Доте, ни в CS, ни в Deadlock она не нужна. Да, наверное, в Deadlock на первое время как-то интересно будет, почему один герой контрит другого, но это можно возложить на плечи комментаторов и объяснить им. У нас же есть разделение довольно понятное: комментатор play-by-play, который отвечает за внутриигровые моменты и комментатор-аналитик. Вот, пожалуйста, пускай аналитик и расскажет, почему этот герой сильнее, а почему слабее.
Смысл в том, что паузы между картами и между играми можно забивать по-разному. Можно наполнять разным контентом. Мы боремся с этим в Доте, мы стараемся как-то привести всё к тому, чтобы студия была интереснее зрителю, чтобы это не был какой-то piece break [Короткий перерыв между картами. — Прим. ред.] так называемый, а чтобы там было прикольно находиться, как когда-то, когда только появлялась эта студия на четвёртом, по моему, Интернешнле, когда все сидели хайпили: «
Solo,
Dread, вау! Там приходит Ярослав Кузнецов, игроки приходят!» Вот к этому надо стремиться, чтобы был развлекательный перерыв. И будет классно, если студии в Дедлоке сразу будут позиционировать себя со взрослой работой. Потому что если Valve берут лучшее изо всех своих игр, почему тогда студии не должны брать лучшее и уже в новой игре мыслить по-другому?
Ты играл на Streamers Battle и комментировал Underworld. В целом как впечатления от комментирования первого самого крупного ивента по призовым? Как оценишь ход турнира в целом и его комментирование?
У нас есть свои мемные штуки, которые, безусловно, были. Наверное, я их не буду рассказывать, чтобы потом мне по шапке не прилетело. Но да, безусловно, мемы были, без этого никуда. Любой турнир с этим живёт. Наверное, если серьёзно отвечать, то… Сложно сказать, нечего брать за основу, поэтому ты не знаешь, как это должно быть, какая там база хорошая, какая база плохая.
Турнир прошёл, да прикольно, да, наверное, хотелось бы чуть большего. Пока что у нас не так много команд, пока что у нас не так много игроков в целом. Уровень команд тоже очень разный. Но я вижу, как игроки горят. В смысле горят игрой в хорошем смысле, поэтому всё хорошо. Видно, что команды всё больше начинают появляться с киберспортивным уклоном. То есть не просто мы там взяли 6 человек стримеров: «Давайте они поиграют». Нет, это действительно уже упор в то, как фармить карту, как разделяться, как фармить крипов на ранних минутах, чтобы все набирали своё. Это очень интересно. Это был действительно первый турнир, где я киберспортивную составляющую Дедлока посмотрел. Это было круто.
Если я не ошибаюсь, победила там
Pojilaya Skumbriya. Один из игроков давал интервью и говорил, что турнир прошёл с его точки зрения очень, можно сказать, странно, потому что это был вынос 2:0 каждый матч. Это действительно так ощущается, что есть одна команда, которая всех сильнее, а остальные там как будто не совсем тут? Или просто так сложились обстоятельства, что конкретно эта команда была сильнее остальных?
Без шуток, так и есть, да. Была правда другая команда, которой я пророчил победу со старта. Это были
Buff Enjoyers, это ребята из Европы, которые тоже полустримеры, полу… ну, они больше метят в киберспортивный Deadlock, но они всё ещё занимаются стримингом, чтобы поддерживать интерес и немножко, видимо, зарабатывать. В общем, всё нормально. Но они прям метят в киберспортивный Deadlock — это было с первой карты заметно. Когда они попались с коллективом сильно хуже, там, по-моему, эта команда из опен-квалы пришла, они их настолько вытерли из карты… Это самая чистая и эталонная игра в Deadlock, которую я видел. Я думал: «Ну всё. А что, а как против них бороться? Они гении, макро-боги просто». А потом приходит
Pojilaya Skumbriya и показывает, что нет, с ними можно бодаться, всё хорошо. Поэтому самая крутая игра была, наверное, [между]
Buff Enjoyers и
Pojilaya Skumbriya. Это действительно столкновение сильнейших на турнире.
Просто опять же, видишь, дисциплина новая и ещё пока нет базисов прописанных: как карту фармить, как занимать позиции, что делать, какой темп играть, можно ли играть в быстрый темп, можно ли в лейт тянуть игру. То есть как бы фундаментально ты понимаешь, что да, можно. Но в соревновательной составляющей это совсем по-другому ощущается.
Ваш турнир мы обсудили, то, что он крупный, мы отметили, но вот буквально каждый день в Deadlock я вижу анонсы турниров на 250 долларов, на 500 долларов, на 1 000 долларов. Во всех регионах их огромное количество, они постоянно на Liquipedia обсуждаются. Как ты думаешь, насколько вообще это здраво вот такие мелкие турниры проводить? Это влияет на популярность игры, поддерживает к ней какой-то интерес, что-то типа: «Вот сейчас 500, а потом там будет 5 000, а потом 50 000»? Или это просто какая-то совсем локальная история, которая никому не нужна?
Скорее всего, это попытка похайпить чуть-чуть, потому что мы ещё не знаем, какие будут ценники, когда сами Valve проведут турнир. Всё, что происходит до анонса турнира от Valve по Дедлоку, — это всё филлерная часть, это, можно сказать, не считается. Потому что когда Valve придут, они скажут, скорее всего: «Вот вам миллион долларов — это базис. Давайте дальше». Я просто не знаю, как это вообще будет работать, но по аналогу с The International, первый же был как раз на миллион, если я не ошибаюсь? Поэтому, скорее всего, Valve меньше не будут давать. В CS там, конечно, специфичные штуки свои, но я думаю, что первый турнир по Дедлоку должен хайпануть. Соответственно, что позволит хайпануть? Миллион долларов как базис какой-то, да. А сейчас 15 тысяч, такие маленькие суммы, потому что игра, по сути, просто ещё не релизнулась. Ты не можешь найти спонсоров, ты не можешь сделать глобальный большой турнир, у тебя даже команд нет.
Nouns Esports, по-моему, выкатывали апдейт о том, что «Мы подписываем каких-то ребят». Я ни разу ещё ни на одном турнире не видел
Nouns Esports. [Они один турнир сыграли и проиграли] А, ну… Ну, короче, в этом и весь смысл, что вроде что-то есть, но это пока настолько в зародыше ещё.
Вот самый главный вопрос вообще, насколько Deadlock окупается и насколько в него интересно залезать киберспортивным организациям? Потому что они тоже не глупые, они понимают, что деньги нет смысла тратить. Какие зарплаты платить игрокам? Всё это только-только устаканивается и Deadlock ещё в сыром состоянии.
Ваш турнир я, честно говоря, не смотрел, но мы его освещали: кто комментирует, кто победил, вот это всё. Много ли его человек смотрело? С твоей стороны это был успешный опыт?
Смотри, у нас в этот день какой-то фантастический вообще для киберспорта получился вечер, потому что у нас 5 финалов было в этот момент. Турнир по Варкрафту от BetBoom с гранд-финалом был, был гранд-финал чего-то в Доте, Валлахия, наверное, была, потом был в CS ещё тоже крупный турнир, тоже финал был best-of-5, где-то ещё что-то игралось помимо этого, то ли PUBG, то ли ещё что-то такое, но прям это был вечер всего абсолютно. Ну и, конечно же, ещё наш по Дедлоку турнир. Нас, по-моему, тысяч 5 получилось зрителей в один прекрасный момент. Так что, в общем-то, наверное, окей для первого турнира, который не был особенно как-то продан и распиарен. Мне показалось, что это лайтовое было положение. Поэтому, да, я думаю, окей, но я не знаю, как относится к этому студия и будут ли ещё турниры, как скоро они будут, если они будут. В этом плане я не интересовался пока ещё. Скажем так, я попросил фидбэк у ребят: «Вам понравилось или не понравилось? Напишите, пожалуйста», — поэтому мы пока ещё ждём. Турнир относительно недавно был, ещё не успели к этому вопросу вернуться.
Как думаешь, киберспортивная команда по Deadlock — кто это? Это профессиональные КСеры, игроки в шутеры, это профессиональные игроки в MOBA, которые разбираются в макро-игре или нечто среднее? Например, у нас есть 6 игроков и мы набираем двух КСеров, одного апексера, двух дотеров, чтобы они друг друга как-то балансировали и строили свои стратегии.
Я тебе скажу какую-то базовую тему. В первую очередь, это должны быть игроки по Дедлоку. Потому что если ты играешь в какую-то дисциплину, она тебе нравится, ты в ней начинаешь загораться, а потом что-то выходит новенькое и ты решаешь там себя попробовать. Если у тебя не горят глаза, то ты ничего не сможешь достичь. Это касается не только киберспорта, это [касается] вообще любого дела. Поэтому в первую очередь нужно быть дедлокером.
Но касаемо экспириенса, отсылаясь, наверное, на единственный турнир, который я играл, — это Streamers Battle. Очень много было негатива, потому что первый турнир, он собирался в кратчайшие сроки, но баланс не тот, по балансу плохо команд собрали. Но правда в том, что в сравнении с остальными командами… Да, безусловно, у нас были классные игроки: что
Jamside, что Глеб
kiyotaka, [который] играет на «Даче» у нас. Они крутые личности, они очень экспрессивные, они невероятно классно играли. На тот момент это вообще чуть ли не лучшие ребята на турнире были, но там был в одной команде
Sunset, у которого топовое количество игр и так далее. Опыта не хватало.
Я понял, что команда, которая у нас сформировалась, у нас было чёткое разделение на внутриигровые роли: есть саппорты, например, я и дед-пердед [
perdeda88. — Прим. ред.]. Мы с ним больше носили, как говорится, воду, грубо говоря, но мы всегда слушали и слышали своих коров. И ещё коры проговаривали вещи, постоянно коллили. Я смотрел реплеи стримов потом, что у
ТраВоМаН там ребята поссорились, с Сансетом как раз команда была, что
Recrent, который тоже со своими ребятами пытался договориться, но они его не слышали, порыв эмоциональный тоже был очень сбитый.
И я поймал себя на мысли, что у нас-то стак больше дотеров. То есть мы больше как раз с чётким разделением по позициям: мы понимаем, кто что должен делать, мы понимаем, что можно пойти там фидануть если ты саппорт, у тебя маленький нетворс и так далее. Но сейчас это меньше, наверное, работает, потому что то был первый турнир. Опять же, Deadlock тогда был ещё совсем в зените. И сейчас, наверное, чуть больше уже люди разбираются в этом вопросе, поэтому какая-то смесь нужна, отвечая на твой вопрос. Да, безусловно. И должны быть переняты лучшие стороны дотеров — это коллы обязательно. Реакция — любые шутеры, скорее всего. Поэтому всё вместе. Но в первую очередь дедлокеры. Нужны дедлокеры.
Источник: http://dota2.ru/news/46966-grayne-studii-analitiki-ne-dolzno-byt-voobse-nigde-ni-v-dote-ni-v-cs-ni-v-deadlock/